№ 4 за 2023 год:
О развитии в России высокоскоростного движения в 2017-2023 годах и на ближайшую перспективу до 2035 года
КАШКИН Н.В., канд. техн. наук, начальник эксплуатационно-технологического управления; ТРОШИН А.Ю., начальник инженерного центра, департамент эксплуатации АО «Скоростные магистрали», Москва
Аннотация:
На фоне развития высокоскоростного железнодорожного движения в ведущих в этой области странах показаны современное состояние и перспективы аналогичных разработок в Российской Федерации. Рассмотрены итоги за прошедшее пятилетие, в том числе в области нормативной документации, состояние проектных работ, обрисованы перспективы на ближайшие годы.
Ключевые слова:
высокоскоростные железнодорожные магистрали, нормативная база высокоскоростного движения на железных дорогах России, развитие скоростного и высокоскоростного движения в России, развитие скоростного и высокоскоростного движения в ведущих странах мира, сеть высокоскоростных железных дорог в Китае, сеть высокоскоростных железных дорог в Европейском Союзе
Совместная работа российских и китайских метростроителей на подземных транспортных объектах Москвы
КИВЛЮК В.П., ПАЩЕНКО А.И., КОНЮХОВ Д.С., д-р техн. наук, ОАО «Мосинжпроект», Москва; СЮЭ ЛИЦЯН, ЧЖОУ ЦЗИМИНЬ, ВИНОГРАДОВ С.Н., ОРЛОВ К.В., СУН ЯНЧУНЬ, ХУО ЦЗЮЮАНЬ, ЛЮ ЮНФАН, ГУ ЧЖИЦЯН, ВАН ТИН, ООО «CRCC Rus», Москва
Аннотация:
В марте 2023 г. в Москве введена в эксплуатацию Большая кольцевая линия, генпроектировщиком и генподрядчиком которой выступил «Мосинжпроект», а участие в строительстве приняла ООО «CRCC Rus», построившая 11 тоннелей Юго-Западного и Восточного участков Большой кольцевой линии под действующими станциями метро, под автомагистралями, под железнодорожными путями, Нагатинским затоном реки Москвы, музеем-заповедником «Коломенское»; 6 тоннелей Коммунарской линии, в том числе под магистральными подземными коммуникациями и городскими автомагистралями – Московской кольцевой автомобильной дорога и Калужским шоссе. В статье детально показан опыт Мосинжпроекта и CRCC Rus по строительству объектов подземной транспортной инфраструктуры города Москвы.
Ключевые слова:
большая кольцевая линия, китайские метростроители, метростроение, Московский метрополитен, российские метростроители, тоннелепроходческий механизированный комплекс
Прогнозирование сдвигоустойчивости покрытий из литого асфальтобетона
КОЗИКОВ И.О., асп.; ЛУПАНОВ А.П., д-р техн. наук, проф.; СИЛКИН В.В., канд. техн. наук, проф.; СУХАНОВ А.С., канд. техн. наук, доц., РУДАКОВА В.В., доц., Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Москва
Аннотация:
На основании математической модели обоснованы показатели литого асфальтобетона, обеспечивающие стойкость покрытий к колееобразованию.
Ключевые слова:
асфальтовый гранулят, литой асфальтобетон, литые асфальтобетонные смеси, полимерно-битумное вяжущее, сдвигоустойчивость, стойкость к колееобразованию
Особенности оценки влияния нового строительства на эксплуатационную надежность сооружений метрополитена
РУСАНОВ В.Е., канд. техн. наук, доц., ген. директор, ООО «НИЦ «Тоннельной ассоциации», Москва; МАШКОВ Д.Ю., вед. инж. дирекции инфраструктуры, ГУП «Московский метрополитен», Москва
Аннотация:
В связи с растущими объемами нового строительства объектов метрополитена в мегаполисе рассматривается их влияние на эксплуатационную надежность существующих сооружений. Определены критерии этого показателя. Дан их анализ. Показана необходимость дополнительных мероприятий с целью снижения влияния нового строительства на действующие сооружения метрополитена, важность ремонта или усиления их элементов, находящихся в ограниченно работоспособном техническом состоянии, выработки технических требований для реализации проекта нового строительства при гарантированном обеспечении эксплуатационной надежности метрополитена. Отмечены достаточность требований нормативных документов для оценки влияния нового строительства, необходимость определения в профильных нормативных документах предельно допустимые значений и их источники, а также требования к геотехническим расчетам.
Ключевые слова:
геотехника, метрополитен, мониторинг, надежность, напряженно-деформированное состояние, обследование, эксплуатация
Исследование трещинообразования при изготовлении монолитных железобетонных мостовых конструкций
ВАСИЛЬЕВ А.И., д-р техн. наук, проф., Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Москва; БЕЙВЕЛЬ А.С., канд. техн. наук, ООО «Научно-исследовательский институт мостов и гидротехнических сооружений» (НИИ МИГС), Москва; БУТЫМОВ Д.В., МАДИ, Москва
Аннотация:
Исследуются причины трещинообразования в бетоне на стадии строительства монолитных железобетонных конструкций. Приводятся примеры теплофизических расчетов, иллюстрирующих необходимость разработки бездефектных режимов выдерживания монолитных железобетонных мостовых конструкций. Дан теоретический анализ причин трещинообразования. Сформулированы рекомендации по его преодолению.
Ключевые слова:
бетон, выдерживание бетона, мост, мостовая железобетонная конструкция, теплофизический расчет, фронт кристаллизации
Неразрушающий контроль мостовых конструкций из сверхпрочного сталефибробетона на стадии эксплуатации
АНИСИМОВ А.В., канд. техн. наук, доц., МАДИ, заместитель начальника управления диагностики ООО «Автодор-Инжиниринг»; ОВСЯННИКОВ П.Г., главный специалист отдела диагностики искусственных сооружений, ООО «Автодор-Инжиниринг», Москва
Аннотация:
Представлен обзор использования неразрушающих методов контроля бетона на образцах: 3-метровых балках из сверхпрочного фибробетона СПФБ В130 и бетона В35 с добавленным слоем СПФБ В120. Описаны методы контроля, используемое оборудование, выявленные проблемы.
Ключевые слова:
водонепроницаемость, класс прочности, мостовые сооружения, неразрушающий контроль, сверхпрочный сталефибробетон, сплошность
Эквивалентная конусность и методы ее определения
ЛЕВИНЗОН М.А., д-р техн. наук, проф., исполнительный директор, ООО «Испытательный центр взаимодействия экипажа и пути железных дорог»; ЗАМУХОВСКИЙ А.В., канд. техн. наук, доц., РУТ (МИИТ); ЛУКА З.С., асп., РУТ (МИИТ), инженер-испытатель, ООО «Испытательный центр взаимодействия экипажа и пути железных дорог»; Москва
Аннотация:
Рассматриваются различные методы, применяемые для определения эквивалентной конусности. Подчеркивается важность параметра «эквивалентная конусность». Описывается мировой и отечественный опыт оценки эквивалентной конусности. Предприняты попытки определить пути дальнейших исследований с целью создать отечественный стандарт, формализующий методику определения конусности и нормирующий величину этого параметра. Представленная информация может помочь в повышении уровня безопасности и производительности подвижного состава на этапе проектирования и эксплуатации.
Ключевые слова:
геометрия контакта колесо/рельс, статистическая линеаризация, эквивалентная конусность
Воздействие гидрофобизирующих составов на цементобетонные покрытия автомобильных дорог
УШАКОВ В.В., д-р техн. наук, проф., МАКСИМОВ В.А., асп., Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Москва
Аннотация:
Приведены экспериментальные результаты влияния гидрофобизирующих составов на свойства дорожного бетона. Даны рекомендации по использованию гидрофобизирующих составов на цементобетонных покрытиях автомобильных дорог.
Ключевые слова:
гидрофобизирующие составы, морозостойкость бетона, цементобетонные покрытия