№ 4 за 2022 год:
Строительный мониторинг напряженно-деформированного состояния больших и внеклассных мостов
ВАСИЛЬЕВ А.И., д-р техн. наук, проф., академик РАТ, проф. МАДИ, директор по науке ООО «НИИ МИГС», Москва; ХАЗАНОВ М.Л., канд. техн. наук, гл. специалист; ЛЫСЕНКОВ А.В., нач. отдела измерений ООО «НИИ МИГС», Москва
Аннотация:
Освещаются методические подходы к ведению мониторинга напряженно-деформированного состояния мостовых конструкций применительно к различным способамих монтажа (демонтажа). Дается описание компьютерной измерительной системы «КИС-М», с помощью которой осуществляется мониторинг. При монтаже мостовых конструкций способом тыловой сборки и продольной надвижки необходимо отслеживать положение конца консоли пролетного строения или аванбека с использованием системы GPS/GLONASS. Дается описание этой процедуры. С целью обеспечения безопасности мостовых опор, испытывающих при надвижке горизонтальные усилия, разработана методика измерения поворота верха опор, величина которого служит критерием их безопасности. При монтаже способом навесной сборки следует отслеживать напряженно-деформированное состояние надопорного сечения пролетного строения. Во время демонтажа моста необходимо оценивать запасы устойчивости конструкций против опрокидывания путем мониторинга как напряжений, так и деформаций конструкций.
Ключевые слова:
датчики, демонтаж, конструкции, мониторинг, монтаж, мост, навесная сборка, напряженно-деформированное состояние, опора, продольная надвижка
Об устройстве дорожных оснований с применением цеолита
ИЛЬИНА О.Н., канд. техн. наук, доц., Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казань; СИЛКИН В.В., канд. техн. наук, проф., Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Москва
Аннотация:
Приведены результаты лабораторных экспериментальных исследований свойств щебня, обработанного комплексным минеральным вяжущим из портландцемента и цеолита, и определено их соответствие нормативным требованиям. Предложены технологии устройства дорожных оснований с применением цеолита: с использованием смесительных установок и последующей транспортировкой смеси к месту укладки; способом «смешение на дороге» с использованием смесительного оборудования (ресайклеров, навесных дорожных фрез).
Ключевые слова:
дорожное основание, комплексные вяжущие, технология устройства, цеолит
Учет климатических факторов при проектировании автомобильных дорог в условиях Республики Дагестан
АХМЕДОВА Р.К., канд. техн. наук; СЕЛИМХАНОВ Д.Н., канд. техн. наук; АБДУЛЛАЕВ А.Р., ст. препод.; МЕДЖИДОВ Р.А., ст. препод., Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Махачкалинский филиал, Махачкала
Аннотация:
Рассмотрены климатические факторы (осадки, температурный режим воздуха, снежный покров), подлежащие учету при проектировании автомобильных дорог. При этом необходимо не ограничиваться общими характеристиками климата, полученными путем отнесения участка маршрута к определенной зоне, а изучить достаточное число климатических элементов по данным местных метеорологических станций и учесть их наряду с общими данными для соответствующих дорожно-климатических зон. Удобной формой представления данных о климатических особенностях района дислокации автомобильной дороги является дорожно-климатический график.
Ключевые слова:
дорожно-климатическая зона, осадки, проектирование дорог, температурный режим воздуха, экспозиция склонов
Геотехнический мониторинг и технологические режимы сооружения земляного полотна на слабых основаниях
ЛУЦКИЙ С.Я., д-р техн. наук, проф.; ШЕПИТЬКО Т.В., д-р техн. наук, проф., директор ИПСС РУТ (МИИТ); САКУН Б.В., канд. техн. наук, ген. директор ООО РСК; ЛЫЧКОВСКИЙ А.А., асп., Российский университет транспорта, Москва
Аннотация:
Показана необходимость взаимодействия систем геотехнического мониторинга и технологического регулирования при сооружении земляного полотна скоростных магистралей в сложных инженерно-геологических условиях. Изложены принципы и методы регулирования строительных нагрузок и воздействий при разработке технологических режимов для объектов на слабых грунтах. Приведена методика расчета максимально допустимых строительных нагрузок при упрочнении оснований. На примере сооружения земляного полотна в заболоченной местности обоснована целесообразность геофизических исследований и управления технологическими процессами в режиме реального времени.
Ключевые слова:
геотехнический мониторинг, земляное полотно, слабые грунты, технологическое регулирование
Экспериментальная методика определения степени укрепления насыпи
АБДУЖАБАРОВ А.Х., д-р. техн. наук, проф., МЕХМОНОВ М.Х., канд. техн. наук, и.о. доц., ЭШОНОВ Ф.Ф., ст. преподаватель, Ташкентский государственный транспортный университет (ТГТрУ), Узбекистан; ГАЛИАСКАРОВ В.А., канд. техн. наук, ст.науч.сотр., ТЕШАБОЕВ З.Р., канд. техн. наук, ст. науч. сотр., Институт механики и сейсмостойкости сооружений им. Академика М.Т. Уразбаева, Ташкент, Узбекистан
Аннотация:
Приведена методика проведения эксперимента для исследования колебательных процессов насыпи при забивке железобетонных свай на подходах к мостам.
Ключевые слова:
амплитуда, грунт, колебания, мост, насыпь, перемещение, сейсмика, точка измерения
Расчетно-теоретическое обоснование испытания сборной предварительно напряженной железобетонной балки длиной 12 м под сборно-монолитные пролетные строения мостов
АГЕЕВ А.В., канд. техн. наук, доц., Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), ООО «Сервис-МОСТ»; САПРОНОВ И.М. канд. техн. наук, ООО «Сервис-МОСТ»; ГРОМОЗДИН С.В., ООО «ЭкоДок», Москва
Аннотация:
Ряд методических аспектов испытаний нагружением сборного несущего элемента, который впоследствии войдет в состав сборно-монолитного пролетного строения, не находит отражения в нормативных документах. Подробный, предваряющий испытания расчет сборной железобетонной предварительно напряженной балки методом конечных элементов позволяет определить стадии нагружения, при которых происходит декомпрессия бетона, а также моменты образования трещин и заданную величину их раскрытия. Разработана авторская методика моделирования процесса трещинообразования, помогающая учесть нарастание повреждений в растянутом бетоне и уменьшение конструкционной жесткости при последовательном нагружении.
Ключевые слова:
моделирование работы железобетона, образование и раскрытие трещин, сборная предварительно напряженная железобетонная балка, сборно-монолитное пролетное строение, стендовые испытания
Гелий вместо вакуума
КОСМИН В.В., академик РАТ, Москва
Аннотация:
Рассматривается предложенная в Великобритании система высокоскоростного пассажирского транспорта в трубчатой конструкции, заполненной гелиево-кислородной смесью, совместимая с существующими высокоскоростными магистралями и отличающаяся высокой энергоэффективностью
Ключевые слова:
высокоскоростная магистраль, гелиево-кислородная среда, трубчатая защитная конструкция, эксплуатационно-техническая совместимость
О внедрении композиционных подрельсовых прокладок на железных дорогах Узбекистана
АДЫЛХОДЖАЕВ А.И., д-р техн. наук, проф., КАРИМОВА Ф.Ф., канд. техн. наук, доц.; ЦОЙ В.М., д-р техн. наук, доц., МУХАММАДИЕВ Н.Р., канд. техн. наук, доц., Ташкентский государственный транспортный университет, Узбекистан
Аннотация:
Рассмотрены вопросы внедрения композиционных подрельсовых прокладок с улучшенными физико-механическими и эксплуатационными свойствами, которые положительно влияют на снижение вибродинамических воздействий на основной площадке и балластев зоне рельсового стыка железнодорожного пути.
Ключевые слова:
балласт, вибрация, демпфирование, жесткость, каучук, композиционная подрельсовая прокладка, рельсовый стык
Исследование аэродинамики движения поезда в однопутных тоннелях на высокоскоростных железнодорожных магистралях
КАВКАЗСКИЙ В.Н., канд. техн. наук, доц., ШЕЛГУНОВ О.О., асп., Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Санкт-Петербург
Аннотация:
Рассмотрены аэродинамические процессы при прохождении поездом однопутных тоннелей на высокоскоростных железнодорожных магистралях. Приведены некоторые результаты численного моделирования аэродинамического взаимодействия многофакторной системы «тоннель-поезд» методом конечных объемов при различных параметрах.
Ключевые слова:
аэродинамические процессы, высокоскоростные магистрали, железнодорожные тоннели, система «тоннель-поезд», численное моделирование