Журнал «Транспортное строительство»

Научно-технический и производственный журнал «Транспортное строительство»

Rus Eng

№ 3 за 2025 год:

ТОННЕЛЕСТРОЕНИЕ

Анциферов С.В., Кудрявцев М.А.

Оценка устойчивости склонов при сооружении в них транспортных тоннелей

Аннотация
Разработан аналитический метод расчета напряженного состояния склона с подкрепленной или неподкрепленной выработкой, пройденной параллельно наклонной земной поверхности. Метод основан на строгих решениях плоских задач теории упругости и позволяет оценивать устойчивость склона с использованием критерия прочности Кулона – Мора. Компьютерное моделирование геомеханической системы «массив грунта склона — подземное сооружение» выявило закономерности формирования зон неупругих деформаций грунта вблизи поверхности выработки и на свободной поверхности склона. Методика повышает точность оценки устойчивости склонов, ослабленных выработками

Ключевые слова
аналитический метод расчета, коэффициент устойчивости, критерий Кулона — Мора, математическое моделирование, напряженно-деформированное состояние, подземные сооружения, склон, теория упругости


ИНЖЕНЕРНАЯ ЗАЩИТА

Шепитько Т.В., Зайцев А.А., Соковых И.М., Немцова С.А.

Применение магистральных водосборных сооружений в районах с активными склоновыми процессами и слабыми грунтами

Аннотация
В статье рассматриваются технические решения и методы расчета конструкций магистральных водосборных сооружений для строительства на сложных оползнеопасных территориях. Рассматриваются две конструкции: первая – с трапециевидным профилем на естественном основании с гибким бетонным покрытием и подпорными стенами из сборных бетонных блоков, заполненных щебнем; вторая – оптимизированная, где слабое основание заменено на скальный грунт на глубину 1,6 м с подпорными стенами из коробчатых габионов и матрацами Рено между ними. Результаты расчетов позволяют утверждать, что оптимизированная конструкция обладает необходимой устойчивостью.

Ключевые слова
бедленды, водосборные сооружения, габионы, напряженно-деформированное состояние, оползни, подпорные стены, сооружения инженерной защиты, транспортные объекты, устойчивость,


ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Абдужабаров А.Х., Мехмонов М.Х., Хамидов М.К.

Обеспечение расчетной жесткости земляного полотна как фактор надежности железнодорожного пути

Аннотация
В ходе исследования выявлены дополнительные факторы, вызывающие деформацию железнодорожных путей на участках с резкими изменениями их жесткости. Предложены конструктивные решения, направленные на снижение повреждений пути.

Ключевые слова
верхнее строение пути, деформация земляного полотна, железобетонная свая, железобетонная труба, жесткость пути, земляное полотно, конструкции для изменения жесткости пути


ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Горячев М.Г., Ретюнский А.А.

Обоснование величин удельного сцепления стабилизированных грунтов для расчета дорожных одежд на статическую нагрузку

Аннотация
Несмотря на довольно широкое представительство на рынке России стабилизаторов грунтов и действующих государственных стандартов по классификации стабилизированных грунтов в зависимости от получаемых показателей несущей способности, до сих пор отсутствуют нормативные величины механических свойств грунтов, обработанных стабилизаторами, для расчета дорожных одежд на прочность. В связи с этим применение стабилизированных грунтов при проектировании дорожных одежд формально невозможно, хотя нормативные регуляторы предусматривают такую возможность для повышения несущей способности рабочего слоя земляного полотна. Статья продолжает цикл публикаций по способам решения данной проблемы. Изложен аналитический метод обоснования расчетных значений удельного сцепления стабилизированных совместно с цементом связных грунтов при статическом действии нагрузки для зон длительного пребывания транспортных средств.

Ключевые слова
расчет дорожных одежд, расчетные характеристики, стабилизированные грунты, удельное сцепление


АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ

ФЕДУЛОВ В.К., БАТРАК Н.И., СУЛАДЗЕ М.Д., МИЛИЧЕНКОВА Ю.В., ЦИКИН С.М.

Повышение эксплуатационной безопасности жестких покрытий

Аннотация
При длительной эксплуатации аэродромного покрытия оно подвергается множеству дефектов, требующих ремонта. Выбор технологии ремонта зависит от множества факторов, но проблема повышения его качества остается актуальной. Особое внимание уделяется примыканию ремонтных вставок к конструкции покрытия, где часто возникают дефекты. Для изучения этого явления проведен математический эксперимент, который подтвердил концентрацию напряжений в углах ремонтных вставок. На основе результатов исследования сделан вывод о влиянии несовершенства конструктивных решений на качество ремонта. Предложено изменить форму ремонтной вставки, что позволит улучшить напряженное состояние плиты и повысить надежность покрытия.

Ключевые слова
дефекты аэродромного покрытия, напряженное состояние ремонтируемой плиты, ремонтная вставка


АЭРОДРОМЫ

Серватинский В.В., Черненченко Ф.А., Санников Д.Н.

Технико-экономическая оценка борьбы со снежными заносами на автомобильных дорогах

Аннотация
Представлены результаты технико-экономического анализа зимнего содержания автомобильных дорог, выполненного на основе эмпирических данных, полученных от Уярского филиала АО «КрайДЭО». Проведен расчет фактической стоимости содержания 1 км дорожной сети в зимний период с использованием традиционной снегоуборочной техники. Сопоставлены затраты с альтернативным вариантом — установкой снегопередувающих конструкций. Показано, что, несмотря на высокие капитальные вложения, данные конструкции обеспечивают экономическую эффективность на протяжении всего жизненного цикла. Проведен анализ эксплуатационных и финансовых характеристик, на основе которого дана количественная оценка традиционных затрат и предложена альтернатива в виде стационарных снегозащитных систем.

Ключевые слова
дорожная техника, зимнее содержание дорог, снегопередувающие конструкции, экономический анализ, эксплуатационные затраты


ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Лупанов А.П., Суханов А.С., Шоман С.

Асфальтобетонные смеси с эластомерными модификаторами

Аннотация
Приведены данные о свойствах эластомерных модификаторов для асфальтобетонных смесей. Выявлено, что использование эластомерной добавки повышает прочность асфальтобетона и улучшает показатели сдвигоустойчивости, также как и при использовании полимерных модификаторов.

Ключевые слова
асфальтобетонные смеси, колейность, полимерно-битумные вяжущие, Рециклизат Б, свойства асфальтобетонов, сдвигоустойчивость, эластомерные и полимерные модификаторы


ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Холиков Н.М., Малова В.С., Измаилова Г.Г.

Выбор и исследование компонентов эмульсионно-минеральной смеси для ремонта дорожных покрытий по технологии Микросюрфейсинг

Аннотация
Выбор и исследование компонентов для эмульсионно-минеральных смесей, используемых при ремонте дорожных покрытий по технологии Микросюрфейсинг – важный этап в обеспечении качества и долговечности дорог. В ходе исследования были проанализированы все стадии технологии: от подготовки исходных материалов до приготовления литой эмульсионно-минеральной смеси. Особое внимание уделено совместимости компонентов и их способности образовывать равномерную и прочную эмульсию. В результате подобран оптимальный состав смеси, который успешно применен при ремонте дорожного покрытия на одном из участков в Казахстане.

Ключевые слова
битумная эмульсия, дорожные покрытия, каменный материал, литая эмульсионно-минеральная смесь, микросюрфейсинг, рассев


ТОННЕЛЕСТРОЕНИЕ

Кравченко В.В.

Опережающая комбинированная крепь в тоннелестроении

Аннотация
Проанализированы данные современного зарубежного опыта в области применения комбинированной опережающей крепи при строительстве тоннелей закрытыми способами в сложных инженерно-геологических условиях. Рассмотрены особенности крепи в виде защитных экранов из перфорированных труб, через которые в грунтовый массив инъектируют стабилизирующий состав. Приведены примеры использования крепи при строительстве двух крупных транспортных тоннелей в Японии, тоннеля в Праге (Чехия), в Австрийских Альпах, станции «Венеция» метрополитена в Милане (Италия). К каждому из этих объектов дано краткое описание технологии устройства опережающей комбинированной крепи с применением микротоннельных проходческих комплексов, а также изложена последовательность проходки тоннелей под защитой экранов из гофрированных труб в сочетании с грунтоцементной завесой. Отмечены основные достоинства и недостатки рассматриваемой технологии, а также указана целесообразная область ее применения.

Ключевые слова
комбинированная опережающая крепь, микротоннельная технология, тоннель, экран из труб


МОСТОСТРОЕНИЕ

Новак Ю.В.

Быстровозводимые мосты типа «блок-мост»

Аннотация
В статье рассматривается разработка и проектирование быстровозводимых мостов типа «Блок-мост». Основное внимание уделено созданию универсальной сборно-разборной конструкции, которая может быть быстро установлена и демонтирована при необходимости. Описываются особенности конструкции, включая использование атмосферостойкой стали 14ХГНДЦ и обычных болтов без преднапряжения. Проанализированы экономические аспекты применения атмосферостойкой стали, включая снижение затрат на покраску и уход за конструкцией. Статья будет полезна специалистам в области проектирования и строительства мостов, а также исследователям, интересующимся инновационными решениями в мостостроении.

Ключевые слова
атмосферостойкая сталь 14ХГНДЦ, блок-мост, быстровозводимые мосты, коррозионная стойкость, сборно-разборные конструкции

ООО «МИП «Технопарк МАДИ» 2022г.
125319, г. Москва, Ленинградский пр-т, 64
Входит в список научных изданий, рекомендованных ВАК России
ISSN 0131-4300