Журнал «Транспортное строительство»

Научно-технический и производственный журнал «Транспортное строительство»

Rus Eng

№ 3 за 2024 год:

К 70-ЛЕТИЮ МИНТРАНССТРОЯ

К 70-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СССР

Переселенков Г.С.

Аннотация:
В статье рассматривается период образования и существования самостоятельной отрасли народного хозяйствования – транспортного строительства (1954-1991 гг.) с созданием базы стройиндустрии и специализации его мостостроения, тоннелестроения, электрификации железных дорог и гидротехнических объектов транспорта.

Ключевые слова:
Министерство транспортного строительства, надежность строительства, управление производством, база стройиндустрии, отрасль народного хозяйства


АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛАСТОМЕРНЫХ МОДИФИКАТОРОВ ДОРОЖНЫХ БИТУМОВ И АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ НА ОСНОВЕ ГЕЛЬ-ЗОЛЬ АНАЛИЗА

Майданова Н.В., Рюткянен Е.А., Кудряшова В.А., Мельник О.Ю., Шишилов Н.Д., Шаховец С.Е.

Аннотация:
Обоснована необходимость объективного метода контроля качества применяемых в дорожном строительстве модификаторов на основе резинового порошка из амортизированных шин. Указанные в действующей нормативно-технической документации физические показатели модификаторов не гарантируют получения качественных резинобитумных вяжущих (РБВ) и асфальтобетонных смесей. Для оценки физико-механических свойств модификаторов предложено использовать метод гель-золь анализа. На основании проведенных исследований разработан метод гель-золь контроля модификатора, позволяющий осуществлять входной контроль в течение рабочей смены. Выполнены исследования содержания геля в известных эластомерных модификаторах для РБВ в сравнении с величиной геля в необработанном резиновом порошке. Определен диапазон значений геля, характеризующий эффективность эластомерных модификаторов, на примерах структурообразования в битуме при измерениях динамической вязкости в процессе образования РБВ и их стабильности. Сделан вывод о целесообразности включения в научно-технической документации на эластомерные модификаторы определения величины геля методом гель-золь анализа.

Ключевые слова:
динамическая вязкость, методы гель-золь анализа, модификатор эластомерный, растворители, резинобитумное вяжущее, структурообразование в битуме, экстрактор Сокслета


АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ БИТУМНОЙ СУСПЕНЗИЕЙ

Васильев Ю.Э., Малазония Г.Ш., Андронов С.Ю., Кочетков А.В., Иванов А.Ф.

Аннотация:
Подтверждена возможность восстановления поврежденных дорожных покрытий путем обработки разжиженной битумной суспензией. Выпуск и применение влажных холодных смесей на основе диспергированного вязкого битума по данной технологии позволит снизить колеебразование и скорость образования других повреждений асфальтобетонных покрытий, а также значительно увеличить межремонтный срок. На основе битумной суспензии можно создавать мастики для заделки трещин, холодные смеси для ямочного ремонта, пропиточные составы, разнообразные асфальтобетонные смеси, например, литые холодные асфальтобетонные смеси или щебеночно-мастичный асфальтобетон без стабилизатора (к примеру, целлюлозы), укатываемый битумоцентобетон. Авторами получены патенты на эту технологию.

Ключевые слова:
битумная суспензия, дорожное покрытие, защитный слой, повреждение, пропитка, сетка трещин, трещинообразование


АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ

ПОВЫШЕНИЕ НОЧНОЙ ВИДИМОСТИ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ

Бочкарев В.И., Жустарёва Е.В., Панов Д.А..

Аннотация:
Представлены результаты теоретического анализа, направленного на улучшение ночной видимости горизонтальной дорожной разметки. Опираясь на тщательный обзор статистики дорожно-транспортных происшествий на российских дорогах за последние три года, было выявлено, что безопасность дорожного движения в темное время суток вызывает серьезные опасения. Для снижения уровня аварийности необходимо обеспечить надлежащую видимость элементов организации дорожного движения, в частности горизонтальной разметки. Одним из ключевых решений этой проблемы является внедрение разметки со структурной поверхностью. Для теоретического обоснования данной гипотезы осуществлены расчёты относительной высоты зоны отражения света от фар проходящих автомобилей, которая признана показателем эффективности световозвращения.

Ключевые слова:
горизонтальная дорожная разметка, микростеклошарики, световозвращение структурная разметка


АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПЕСЧАНО-ГРАВИЙНЫХ СМЕСЕЙ ПОД ВНЕШНЕЙ НАГРУЗКОЙ

Ретюнский А.А., Горячев М.Г., Калёнова Е.В.

Аннотация:
Статья продолжает серию публикаций по обоснованию расчетных модулей упругости песчано-гравийных смесей для проектирования дорожных одежд. В развитие аналитических и натурных исследований выполнен численный эксперимент, основанный на конечно-элементном подходе. Предложен способ численного моделирования нагружения песчано-гравийных смесей различного гранулометрического состава в программном комплексе PLAXIS 2D. Сформирована матрица составов песчано-гравийных смесей для вычислительного эксперимента, выбраны математические модели наилучшего описания поведения песка и гравия, назначены параметры моделирования, а также определены варьируемые факторы численного эксперимента и установлены наиболее значимые из них.

Ключевые слова:
дорожная одежда, метод конечных элементов, модуль деформации, песчано-гравийные смеси


АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УКРЕПЛЕННЫХ ГРУНТОВ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Фурсов С.Г.

Аннотация:
Рассматриваются различные типы укрепленных грунтов в зависимости от используемых вяжущих. Проанализированы требования к ним современных стандартов. Охарактеризованы и оценены различные методы исследования таких грунтов и получения их характеристик. Показаны их достоинства и применимость к случаю укрепленных грунтов. Сформулированы выводы и предложения по расширению использования укрепленных грунтов в дорожном строительстве.

Ключевые слова:
методы испытаний, нормативные требования, сдвигоустойчивость, структура грунтов, трещиностойкость, укрепленные грунты


АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ

ПЕРЕРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ АСФАЛЬТОВОГО ГРАНУЛЯТА НА АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ЗАВОДАХ

Лупанов А.П., Силкин В.В., Рудакова В.В. Силкин А.В

Аннотация:
Описаны способы переработки и применения асфальтового гранулята при приготовлении асфальтобетонных смесей в установках различного типа на асфальтобетонных заводах. Предложен двухстадийный способ дробления и измельчения асфальтового гранулята, предусматривающий на первой стадии дробление крупных агрегатов гранулята с использованием оборудования ударного действия, а на второй стадии последующее тонкое измельчение с использованием различных типов силового воздействия, при низких энергозатратах. Приведены рекомендации по переработке асфальтового гранулята в асфальтосмесительных установках различного типа для приготовления асфальтобетонных смесей в соответствии с действующими стандартами при устройстве оснований и покрытий.

Ключевые слова:
асфальтобетонные смеси, асфальтовый гранулят, гранулятор, дробилка, электромагнитный измельчитель


ТОННЕЛЕСТРОЕНИЕ

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОДВОДНЫХ ТОННЕЛЕЙ-МОСТОВ

Маковский Л.В., Кравченко В.В.

Аннотация:
Дальнейшее увеличение масштабов дорожного строительства в России обусловливает необходимость пересечения крупных водных преград мостовыми и тоннельными сооружениями. Рассмотрены основные достоинства и недостатки традиционных видов мостов и тоннелей в различных топографических, градостроительных, инженерно-геологических и гидрологических условиях. Обращено внимание на целесообразность и эффективность тоннельно-мостовых переходов через крупные реки, морские проливы и заливы и приведены примеры таких сооружений. При строительстве подводных тоннелей наряду с закрытыми способами широко применяют индустриальный способ опускных секций, с использованием которого в мире построено более 150 тоннелей. Способом опускных секций можно строить комбинированные сооружения: тоннели-мосты, в которых тоннельные конструкции располагаются на подводных опорах типа мостовых. Целесообразная область применения тоннелей-мостов – сравнительно узкие и глубокие водные преграды.

Ключевые слова:
мост-тоннель, опускные секции, подводный тоннель, тоннельно-мостовой переход


СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

МОМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕЩИН В ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ИЗГИБАЕМЫХ ЭЛЕМЕНТАХ

Кривошеин Д.А.

Аннотация:
Представлены исследования зависимости величины момента трещинообразования в железобетонных изгибаемых элементах от изменений предела прочности бетона на растяжение, процента армирования, высоты поперечного сечения. Проведено 1458 вычислений величины момента трещинообразования согласно деформационной модели. Установлена зависимость между указанными величинами, взятыми в относительном выражении. Также проанализирована разность между величиной момента трещинообразования, полученной по деформационной модели, и величиной, полученной через упругопластический момент.

Ключевые слова:
деформационная модель, железобетон, момент образования трещин


МОСТОСТРОЕНИЕ

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАГРУЗКИ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ БАЛКИ ПРОЛЕТНОГО СТРОЕНИЯ МОСТА

Попов И.П.; Моисеев О.Ю.; Харин В.В.

Аннотация:
Предложена концепция гидравлической балки, основанная на свойстве несжимаемости жидкости. Основной целью данного исследования является увеличение несущей способности балок. Описана инновационная конструкция балки, в основе которой лежит заглушенная труба, полностью заполненная незамерзающей жидкостью. Исследования показывают, что данная конструкция превосходит традиционные трубчатые и двутавровые балки по своим несущим характеристикам. Это преимущество достигается благодаря эффективному использованию всего материала балки, что обеспечивает более равномерное распределение нагрузки и повышает общую надежность конструкции.

Ключевые слова:
двутавровая балка, гидравлическая балка, жидкий наполнитель, полость, трубчатая балка


МОСТОСТРОЕНИЕ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛОГАРИФМИЧЕСКОГО ДЕКРЕМЕНТА КОЛЕБАНИЙ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Хазанов М.Л.

Аннотация:
При динамических испытаниях большепролетных мостов для определения их аэродинамической устойчивости требуется определять величину логарифмического декремента колебаний, которая зависит не только oт диссипативных свойств конструкций, но и от амплитуды. Методика определения логарифмического декремента колебаний, описанная в статье, позволяет экспериментально определять зависимость декремента от амплитуды колебаний строительных конструкций. Это особенно актуально для анализа динамических испытаний большепролетных мостов.

Ключевые слова:
динамические испытания, логарифмический декремент колебаний, амплитудная зависимость, спектральная характеристика


ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

НАДПУТЕВЫЕ ОБЪЕКТЫ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ В ГОРОДАХ

Конюхов Д.С., Потокина А.М., Рейсбих Я.А.

Аннотация:
Развитие городов во многих случаях происходило вокруг железнодорожных вокзалов, на начальном этапе представлявших собой центр поселений. Результат урбанизации и резкий рост населения городов привели к необходимости расширения железнодорожных вокзалов, сложность которого заключается в плотности существующей городской застройки вокруг вокзалов или невозможности переноса вокзала за территорию города. Показаны возможные варианты решения проблем с расширением железнодорожных вокзалов и возникающие при этом сложности, требующие совершенствования нормативно технической базы.

Ключевые слова:
вокзал, городская территория, железнодорожная станция, надпутевые сооружения, нормативная база


ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

РАСЧЕТЫ УСТОЙЧИВОСТИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ДОРОГ, СНИЖАЮЩИЕ РИСКИ В СЕЙСМОАКТИВНЫХ РАЙОНАХ

Мехмонов М.Х., Бегматов П.А., Мавланов А.Х.

Аннотация:
Рассмотрены существующие методы расчета земляного полотна автомобильных и железных дорог с учетом сейсмоактивности региона строительства. На основе анализа теоретических и экспериментальных исследований сейсмостойкости земляного полотна обоснована применимость существующих методологий, способствующих снижению эксплуатационных рисков в сейсмоактивных зонах Узбекистана. Приведены рекомендации по обеспечению сейсмостойкости конструкций земляного полотна.

Ключевые слова:
динамика грунтов, земляное полотно, размеры конструкции сооружения,


КНИЖНАЯ ПОЛКА

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДОРОЖНИКА

ООО «МИП «Технопарк МАДИ» 2022г.
125319, г. Москва, Ленинградский пр-т, 64
Входит в список научных изданий, рекомендованных ВАК России
ISSN 0131-4300