№ 3 за 2023 год:
Надежность и доступность севера Дальнего Востока как фактор развития единой транспортной системы России (2 часть)
ПЕРЕСЕЛЕНКОВ Г.С., д-р техн. наук, проф., академик РАТ и МАНЭБ, Москва
Аннотация:
Рассматриваются перспективы развития единой транспортной системы на территории севера Дальнего Востока при назначении этапности и выборе варианта трасс перспективной сети с завершением работ на каждом этапе «по времени» как критерию эффективности. При назначении транспортной обеспеченности территорий с целью последующего размещения объектов народного хозяйства учитывается большой опыт вложений инвестиций, осуществленных в XX в. при развитии транспортной сети Западной и Восточной Сибири, а также применяется теория надежности.
Ключевые слова:
железная дорога, надежность транспортного обслуживания, перспективная трасса, север Дальнего Востока, транспортная доступность, транспортная сеть
Автоматизированная система комплексного геотехнического мониторинга и опыт ее практического применения
МЕРКИН В.Е., д-р техн. наук, проф., ПИЧУГИН А.А., канд. техн. наук, ООО «НИЦ Тоннельной ассоциации», Москва; СИМУТИН А.Н., канд. техн. наук, МЕДВЕДЕВ Г.М., КУЗЯНОВ Н.А., ООО «Монитрон», Москва
Аннотация:
Представлена информация о сертифицированной и запатентованной в РФ автоматизированной системе «Монитрон» для мониторинга технического состояния зданий и сооружений. Система базируется на применении специально разработанных датчиков гидростатического нивелирования и программном обеспечении, позволяет в режиме онлайн с точностью до 0,1 мм ежеминутно фиксировать и с согласованной периодичностью в удобной для пользователя форме передавать по интернету данные о положении в пространстве и деформациях наблюдаемых объектов. Использование геотехнических моделей – цифровых двойников (ЦД) – и возможность интегрирования в систему различных методов геотехнического мониторинга позволяют представлять информацию о напряженно-деформированном состоянии наблюдаемой конструкции в аналитическом виде с учетом текущего, измененного по сравнению с проектным состоянием, с прогнозом изменения его параметров и рекомендациями. Приведены примеры использования системы для комбинированного мониторинга «деформации + виброускорения» ряда сооружений при строительстве метрополитена.
Сравнительная оценка технико-экономической эффективности применения системы «Монитрон» показывает ее преимущество перед зарубежными аналогами и неавтоматизированным геодезическим мониторингом.
Ключевые слова:
автоматизированная система, вибрация, геотехнический мониторинг, датчики гидростатического нивелирования, деформации, метрополитен, цифровые двойники, эффективность
Прогнозирование сдвигоустойчивости покрытий из литого асфальтобетона
КОЗИКОВ И.О., асп.; ЛУПАНОВ А.П., д-р техн. наук, проф.; СИЛКИН В.В., канд. техн. наук, проф.; СУХАНОВ А.С., канд. техн. наук, доц., РУДАКОВА В.В., доц., Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Москва
Аннотация:
На основании математической модели обоснованы показатели литого асфальтобетона, обеспечивающие стойкость покрытий к колееобразованию.
Ключевые слова:
асфальтовый гранулят, литой асфальтобетон, литые асфальтобетонные смеси, полимерно-битумное вяжущее, сдвигоустойчивость, стойкость к колееобразованию
Проблемы и совершенствование методов оценки грузоподъемности эксплуатируемых автодорожных мостов
ВАСИЛЬЕВ А.И., д-р техн. наук, проф., Московский автомобильно-дорожный государственный университет (МАДИ), ООО «НИИ МИГС», Москва; КУРЫПОВ А.А., ген. директор, ХАЗАНОВ М.Л., канд. техн. наук, гл. специалист, ЛЕБЕДЕВ А.А., зам. начальника отдела, ООО «НИИ МИГС», Москва
Аннотация:
При оценке грузоподъемности возникают проблемы, связанные с недостаточностью или отсутствием технической документации на сооружение, с несогласованностью нормативно-методических документов, с неопределенностью учета асфальтобетонного покрытия. В частности, при оценке фактической грузоподъемности эксплуатируемых мостов в классах нормативной нагрузки АК имеет место противоречие между различными действующими нормами нагрузок. С целью единого толкования грузоподъемности мостов, как новых, так и построенных ранее по различным нормам, необходимо во всех случаях следовать современным требованиям, зафиксированным в действующем ГОСТ Р 32960-2014. Это положение требует апробации на нормативном уровне. При оценке возможности и условий пропуска тяжелого транспортного средства по мосту может оказаться, что по расчету условие пропуска не выполняется, но дефицит грузоподъемности невелик. В таких случаях целесообразно провести статические испытания сооружения, по результатам которых определяются критерии оценки грузоподъемности пролетного строения – конструктивный коэффициент и коэффициент адекватности, регламентируемые в ГОСТ Р 59618-2021. Учет влияния толщины покрытия на грузоподъемность моста должен быть обоснован результатами испытаний.
Ключевые слова:
грузоподъемность, испытания, конструктивный коэффициент, коэффициент адекватности, мост, нагрузка, нормы, покрытие, техническое состояние, транспортное средство
Выбор вида гидроизоляции мостовых сооружений под литой горячий асфальтобетон
ВАЛИЕВ Ш.Н., канд. техн. наук, проф., Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ); КАМЕНСКИХ А.Н., зам. генерального директора; КОЧЕТКОВ А.В., д-р техн. наук, проф., ФАУ «РОСДОРНИИ»
Аннотация:
Проводится сравнительный анализ применения оклеечной рулонной и напыляемой горячей полимерной гидроизоляции мостовых сооружений.
Ключевые слова:
идроизоляция, мостовое сооружение, напыление, оклейка, надежность, риск, срок службы, ездовое полотно, грунт, литой асфальтобетон, щебеночно-мастичный асфальтобетон
Совершенствование методики определения грузоподъемности столбчатых опор железнодорожных мостов (2 часть)
ШВЕЦ Я.А., ст. преподаватель кафедры «мосты, тоннели и подземные сооружения», Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС), Хабаровск
Аннотация:
Приведены результаты исследований по совершенствованию методики определения грузоподъемности столбчатых опор железнодорожных мостов (в том числе эксплуатируемых на многолетнемерзлых основаниях и построенных по принципу I), которая позволяет достоверно устанавливать фактический класс сооружения. Решение задачи включает в себя разработку и обоснование правила загружения сложных (нетреугольных) линий влияния для столбов безростверковых устоев введением коэффициента искаженности.
Ключевые слова:
грузоподъемность, загружение сложных линий влияния, коэффициент искаженности линий влияния, мосты
Надежность нормальных сечений изгибаемых железобетонных элементов прямоугольного профиля мостовых сооружений
БАУТДИНОВ Д.Т., канд. техн. наук, зав. лабораторией АО ЦНИИТС, доц. Государственный университет управления, Москва; ШЕВЧЕНКО А.А., зав. лабораторией АО ЦНИИТС, Москва; БОГДАНОВ В.В., канд. техн. наук, доц., Московское высшее общевойсковое командное училище, Москва, доц. Государственный университет управления, Москва
Аннотация:
Рассматривается задача определения динамической характеристики плоскостей воздуховода с огнезащитным покрытием – собственной частоты нелинейных колебаний. На основе модели гибких двухслойных пластин, используя метод Бубнова – Галеркина, решена нелинейная динамическая задача для гибкой пластины с большими амплитудами и получен квадрат основной частоты собственных колебаний.
Ключевые слова:
воздуховоды, метод Бубнова – Галеркина, нелинейная динамическая задача, тонкая гибкая двухслойная пластина
Оценка транспортно-эксплуатационной безопасности с учетом риска необеспеченности функциональной долговечности горизонтальной дорожной разметки
ЖУСТАРЁВА Е.В., канд. техн. наук, доц., ПАНОВ Д.А., магистр, БОЧКАРЕВ В.И., канд. техн. наук, доц., Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Москва
Аннотация:
Показана подлежащая учету в технико-экономических расчетах экономическая оценка потерь от дорожно-транспортных происшествий в случае необеспеченности функциональной долговечности горизонтальной дорожной разметки. Расчет величины социально-экономического ущерба от дорожно-транспортного происшествия, повлекшего гибель или ранение людей, проведен по упрощенному методу на основе экономических показателей региона. Экономическая эффективность рассчитана исходя из условия обеспечения требуемого уровня риска возникновения дорожно-транспортного происшествия. При этом рассматривается случай возникновения дорожно-транспортного происшествия из-за необеспеченности функциональной долговечности горизонтальной дорожной разметки. В качестве показателя функциональной долговечности принят коэффициент световозвращения (измерения светотехнических параметров дорожной разметки проводили в Российской Федерации на автомобильных дорогах I-III категорий в 2019-2021 годах)
Ключевые слова:
горизонтальная дорожная разметка, дорожно-транспортное происшествие, теория рисков, функциональная долговечность, экономический ущерб
Проект подводного тоннеля под Волгой у Нижнего Новгорода
МАКОВСКИЙ Л.В., канд. техн. наук, проф., КРАВЧЕНКО В.В., канд. техн. наук, доц., Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Москва
Аннотация:
Приводятся данные из истории проектирования первого в России подводного тоннеля под р. Волгой у г. Нижнего Новгорода. Глубоко и тщательно проработанный эскизный проект тоннеля, начало строительства которого намечалось на 1914 г., но не состоялось – помешала Первая мировая война, – сыграл положительную роль в развитии подводного тоннелестроения в нашей стране. В рамках проекта было проведено технико-экономическое сопоставление вариантов мостового и тоннельного переходов и отдано предпочтение подводному тоннелю. Подробно рассмотрены и оценены три способа строительства: щитовая проходка, опускные кессоны и «заводные» секции. На основе детального анализа мирового опыта подводного тоннелестроения выявлены основные критерии оценки вариантов тоннеля под Волгой, что позволило обосновать целесообразность и эффективность применения щитовой проходки, имеющей целый ряд преимуществ по сравнению с другими способами. Запроектирована и рассчитана конструкция тоннельной обделки из сборных железобетонных элементов с внутренней гидроизоляцией. Разработана технологическая схема щитовой проходки тоннеля под сжатым воздухом. Установлены сроки и стоимость строительства тоннеля.
Ключевые слова:
опускные секции, опускные кессоны, подводный тоннель, щитовая проходка