Журнал «Транспортное строительство»

Научно-технический и производственный журнал «Транспортное строительство»

Rus Eng

№ 2 за 2023 год:

Надежность и доступность севера Дальнего Востока как фактор развития единой транспортной системы России (1 часть)

ПЕРЕСЕЛЕНКОВ Г.С., д-р техн. наук, проф., академик РАТ и МАНЭБ, Москва

Аннотация:
Рассматриваются перспективы развития единой транспортной системы на территории севера Дальнего Востока при назначении этапности и выборе варианта трасс перспективной сети с завершением работ на каждом этапе «по времени» как критерию эффективности. При назначении транспортной обеспеченности территорий с целью последующего размещения объектов народного хозяйства учитывается большой опыт вложений инвестиций, осуществленных в XX в. при развитии транспортной сети Западной и Восточной Сибири, а также применяется теория надежности.

Ключевые слова:
железная дорога,надежность транспортного обслуживания, перспективная трасса, север Дальнего Востока, транспортная доступность, транспортная сеть


Актуальность и перспективы развития метода усиления балочных железобетонных мостов накладной плитой

АНИСИМОВ А.В., канд. техн. наук, доцент МАДИ, заместитель начальника управления диагностики; КОВАЛЕНКО Н.А., начальник управления строительного контроля (центральный аппарат); ГУРЧЕВ А.В., главный специалист отдела диагностики искусственных сооружений, ООО «Автодор-Инжиниринг», Москва

Аннотация:
Представлен обзор практики усиления и уширения балочных пролетных строений автодорожных мостов; рассмотрены преимущества и перспективы применения сверхпрочного фибробетона при устройстве накладной плиты.

Ключевые слова:
класс нагрузки, методика расчёта, мостовые сооружения, накладная плита, сверхпрочный фибробетон, усиление пролётного строения


Совершенствование методики определения грузоподъемности столбчатых опор железнодорожных мостов (1 часть)

ШВЕЦ Я.А., ст. преподаватель кафедры «Мосты, тоннели и подземные сооружения», Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС), Хабаровск

Аннотация:
Приведены результаты исследований по совершенствованию методики определения грузоподъемности столбчатых опор железнодорожных мостов (в том числе эксплуатируемых на многолетнемерзлых основаниях и построенных по принципу I), которая позволяет достоверно устанавливать фактический класс сооружения. Решение задачи включает в себя разработку и обоснование правила загружения сложных (нетреугольных) линий влияния для столбов безростверковых устоев введением коэффициента искаженности.

Ключевые слова:
грузоподъемность, загружение сложных линий влияния, коэффициент искаженности линий влияния, мосты


Устройство напыляемой полимерной гидроизоляции при ремонте мостовых сооружений

КАМЕНСКИХ А.Н., заместитель ген. директора, ФАУ «РОСДОРНИИ»; КОЧЕТКОВ А.В., д-р техн. наук, проф., ФАУ «РОСДОРНИИ»; ПНИПУ; ВАЛИЕВ Ш.Н., канд. техн. наук, проф., Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ); ЧИЖИКОВ И.А., канд. техн. наук, доц., Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ)

Аннотация:
Установлен механизм нарушения целостности в слое гидроизоляции мостового сооружения на склоне выступа макрошероховатости. Образование каверн связано с температурой и расходом напыляемой смеси, временем остывания, а также шириной и высотой выступа макрошероховатости. Экспериментально установлено, что интенсивное кавернообразование происходит при толщине слоя гидроизоляции до 1,1 мм; точечное кавернообразование происходит на склонах участков с максимальными неровностями (наибольшей глубиной впадины относительно соседнего выступа).

Ключевые слова:
мостовые сооружения, ездовое полотно, гидроизоляция, напыление, нагрев, кавернообразование, техническое нормирование, макрошероховатость, тепловизор


Способы усиления тоннельных обделок и оценка их эффективности

МЕРКИН В.Е., д-р техн. наук, проф., научный руководитель; УСТИНОВ Д.В., главный специалист, ООО «НИЦ тоннельной ассоциации», Москва ХОХЛОВ И.Н., канд. техн. наук, зам. начальника отдела ООО «Институт «Мосинжпроект», Москва

Аннотация:
Рассматривается актуальный вопрос современного тоннелестроения – усиление несущих конструкций при наличии в них дефектов или при недостаточной несущей способности. По результатам численного моделирования в пространственной постановке задачи и на основе практического опыта применения анализируются различные методы усиления вновь строящихся и ремонтируемых тоннелей с позиций их технической и экономической эффективности. Показано, что использование внутренней обоймы из стального листа (металлоизоляции) толщиной 8-10 мм для усиления обделки приводит к незначительному, порядка 10 %, повышению коэффициента запаса прочности обделки при относительно высокой стоимости по сравнению с другими методами и существенному снижению ее ремонтопригодности. В качестве альтернативного варианта усиления предлагается жесткое основание пути в тоннеле выполнять в виде железобетонной продольной балки жесткости, параметры которой определяются расчетом.

Ключевые слова:
балка жесткости, лотковые блоки, металлоизоляция, метрополитены, надежность, несущая способность, обделка, тоннель, усиление, эффективность


Выбор оптимальной сетки конечных элементов при исследовании напряжённо-деформированного состояния транспортных тоннелей

НОВАК Ю.В., канд. техн. наук, зам. генерального директора по научной работе, ШЕВЧЕНКО А.А., зав. лабораторией, АО ЦНИИТС, Москва; БАУТДИНОВ Д.Т., канд. техн. наук, доц., Государственный университет управления, Москва

Аннотация:
Рассматривается часто возникающая при расчетах напряженно-деформированного состояния тоннелей с применением метода конечных элементов проблема выбора оптимальной сетки таких элементов. Исследование проведено на примере упругой изотропной среды, находящейся в условиях плоской деформации, ослабленной круговым отверстием и испытывающей сжатие от распределенной вертикальной нагрузки (задача Кирша, имеющая точное аналитическое решение). Подобрана достаточно близкая к аналитическому решению оптимальная сетка конечных элементов для параметрического анализа напряженного состояния тоннеля в программном комплексе ANSYS, которая может быть принята для дальнейших исследований подземных сооружений круглого сечения

Ключевые слова:
задача Кирша, метод конечных элементов, размеры конечного элемента, тестовая верификационная задача, тип КЭ, упругая среда


Влияние асфальтового гранулята и дефлегматоров на подвижность литых асфальтобетонных смесей

КОЗИКОВ И.О., асп.; ЛУПАНОВ А.П., д-р техн. наук, проф.; СИЛКИН В.В., канд. техн. наук, проф.; СУХАНОВ А.С., канд. техн. наук, доц., Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Москва

Аннотация:
Приведены результаты экспериментальных исследований процесса охлаждения литых асфальтобетонных смесей. По результатам выполненных исследований установлено, что введение добавки Sasobit совместно с асфальтовым гранулятом повышает подвижность литых смесей и обеспечивает ее их удобоукладываемость при снижении температуры на 20 °С по сравнению со смесями без добавок.

Ключевые слова:
асфальтовый гранулят, дефлегматоры, литой асфальтобетон, литые асфальтобетонные смеси, подвижность литой смеси


Области применения однокомпонентных гидроактивных полиуретановых пен и гелей в метростроении

КОБИДЗЕ Т.Е., канд. техн. наук, гл. специалист, КРЫМОВ О.Б., инж., АО «Мосинжпроект», Москва; КОНЮХОВ Д.С., д-р техн. наук, проф., Институт науки и технологии МИСИС, Москва; СЛАБОДКИН А.А., ген. директор ООО «Инжект», Москва; ГЕНРИХ АРНОЛЬД (Heinrich Arnold), дипломированный инж., независимый исследователь, Дюссельдорф, ФРГ

Аннотация:
На основе анализа свойств продуктов химической реакции соединения реагентов одно- и двухкомпонентных полиуретановых систем, сведений из научно-технической литературы, а также требований отечественной и зарубежной нормативной документации обоснована необходимость разграничения по назначению и областям применения инъекционных гидроактивных однокомпонентных полиуретановых систем (пен и гелей) и двухкомпонентных полиуретановых смол при ремонте конструкций подземных сооружений метрополитена.

Ключевые слова:
гель, гидроактивность, гидролиз, инъектирование, макромолекула, пена, полимочевина, полиуретан


Структурно-логические основы расчета надежности технологической линии дробильно-сортировочного оборудования для производства кубовидного щебня в условиях Таджикистана

ШТЕФАН Ю.В., канд. техн. наук, доц. кафедры ПРАДМ; АБДУЛЛАЕВ А.Р., магистрант, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Москва

Аннотация:
Составлены структурно-логические схемы надежности технологической линии и предложен способ расширения товарной номенклатуры фракций щебня для асфальтобетонов верхних слоев дорожных одежд. Выполнены расчеты надежности, производительности и основных параметров настройки завода по производству щебня в Таджикистане.

Ключевые слова:
надежность машин, каменные дорожно-строительные материалы, дробильно-сортировочное оборудование, производство щебня


Аварийные ситуации в строящихся тоннелях, вызванные пожарами и возгораниями

МАКОВСКИЙ Л.В., канд. техн. наук, проф.; КРАВЧЕНКО В.В., канд. техн. наук, доц., Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

Аннотация:
Рассматриваются аварийные ситуации в строящихся тоннелях, вызванные пожарами и возгораниями. Анализируются причины возникновения таких ситуаций, их последствия и методы ликвидации. Приведены примеры из практики отечественного и зарубежного тоннелестроения, демонстрирующие наиболее характерные проявления возгораний и пожаров. Это касается тоннелей метрополитенов Московского, Санкт-Петербургского, Тбилисского, Днепропетровского и Киевского, а также крупнейших горных тоннелей на трассе Байкало-Амурской магистрали. Из зарубежной практики рассмотрены аварии в строящихся тоннелях Великобритании, Дании, Германии, США и Австралии. Изложены наиболее эффективные меры по предупреждению пожаров и возгораний в строящихся тоннелях. Указано на необходимость проведения научных исследований для корректировки существующих и создания новых нормативных документов, регламентирующих меры по предотвращению возможных аварий, а в случае их возникновения – по ликвидации последствий.

Ключевые слова:
возгорание, пожар, тоннель, шахтный ствол

ООО «МИП «Технопарк МАДИ» 2022г.
125319, г. Москва, Ленинградский пр-т, 64
Входит в список научных изданий, рекомендованных ВАК России
ISSN 0131-4300